Древние люди хоронили врача вместе с умершим пациентом. Этим оказывалось врачу величайшее почтение
Хотя мода, как на преступления, так и на приговоры меняется, есть такие, которые всегда вызывают сильное отвращение. Я слышал, некоторые дикие племена убивают знахаря, если его пациент умрет. Порядок не без достоинств. Эта целеустремленная ненависть к мяснику-шарлатану понятна. Будучи больны, мы полностью вверяемся в руки доктора, мы даем совсем незнакомому человеку забавляться с самым для нас дорогим. Если это доверие подрывается, возникает естественное возмущение среди свидетелей или оставшихся в живых пациентов.
“Крыса из нержавеющей стали”, Гарри Гаррисон
Юридическая ответственность врачевателей первобытно-общинного строя.
По праву, медицину можно считать древнейшей из известных наук: элементы самолечения соответственно уровню знаний и накопленному опыту начали своё развитие еще при первобытном строе. Первобытный человек был глубоко убежден в истинности своих верований и сначала самостоятельно выполнял все лечебные мероприятия и разные магические действия. Со временем, наученный опытом своих собственных неудач, он стал обращаться к отдельным личностям, которые “знали” лучшие средства, “умели” лучше входить в связь со сверхприродными силами.
Так постепенно начинает выделяться класс первобытных врачей – вещуны, знахари, колдуны, - которым были “открыты” все тайны природы, которые понимали “шелест и гомон трав”, “шепот матери-земли, знали и умели находить лечебные и ядовитые вещества и составлять из них соответствующие лекарства. Престиж и идеализация лиц, которые могли помочь выздороветь, именно в этот исторический промежуток времени является наивысшим за всю историю медицины. Санкции за отрицательные последствия лечения носили преимущественно персональный характер. Например, в случае смерти вождя племени знахаря сжигали вместе с телом умершего.
Юридическая ответственность врачей в ранний феодальный перион.
Несовершенство медицинских знаний в приод
раннего рабовладельческого строя
привела к формированию абсолютной персональной ответственности врачевателя за смерть больного. Причем, ответственность прямо коррелировала со статусом больного: если за увечье или смерть раба было достаточно компенсировать хозяину его стоимость, в случаях неблагоприятных последствий лечения знатного лица, все заканчивалось соответствующими санкциями (в плоть до смерти врача).
Даже при условии сохранения нормальных отношений между родственниками усопшего и лечащим врачом, жизнь последнего находилась в опасности: врача могли похоронить вместе с покойным, чтобы обеспечить последнего надлежащей медицинской помощью в потусторонней жизни. Парадоксально, но таким образом выражали огромное почтение и искреннюю благодарность врачу!
Последующее развитие государств и завоевательские кампании не могли не повлиять на медицину. Она постепенно отходит от храмовости и основывается на кастовости, активно накапливает знания по анатомии и физиологии человеческого организма, лечению ран, фитотерапии. Немаловажным является развитие письменности. В дошедших до нас документах того времени содержаться не только медицинские знания, этические тебования к врачу, оплате его труда, но и расширенные санкции за “неудачное лечение”.
Юридическая ответственность врачей Древней Индии и Ирана.
В индийских
Аюрведах
были определены тогдашние стандарты хорошего врача:
“Хороший врач обязан часто посещать и пристально обследовать больных, не должен быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечивать больных неизлечимыми болезнями, он рискует потерять репутацию, друзей и большие прибыли!”.
Подобные указатели врачам Ирана содержатся в книге
Авесты
:
“..за лечение жреца – благословение; начальника города, окруженого стеной, - пар волов или коней, его жены – кобыла; за лечение старшины села – вол, его жены – корова; за лечение домовладельца – овца или коза…”
. Кроме того, они содержали предупреждение относительно последствий преступной самоуверенности:
“Врачеватель, будь очень осторожным в диагностике, а особенно в прогнозе заболевания, поскольку возможные ошибки отрицательно отражаются на твоем авторитете!”.
Юридическая ответственность врачей периода Античности
Медицина
Античных греков
хранит память не только об Отце медицины, но и о первых серъёзных высказываниях о необходимости контроля за действиями врача.
Например,
Кай Плиний II
– известный воин – начал заниматься юридической практикой. Он написал ряд бессмысленных произведений, в которых отобразил общую тенденцию отношения к врачам – ненависть. Подтверждением тому есть отдельные мысли из его трудов:
“…Нет сомнений, что все они торгуют нашей жизнью чтобы прославиться чем-то новым… …Отсюда жалкие споры возле кровати больного, потому что ни один не разделяет взглядов другого, чтоб не казаться прихвостнем другого. Отсюда надпись на могильном камне: “Он умер от замешательства врачей!”… …Нет, к сожалению, закона против неумения, нет примера смертного наказания. Они учатся на нашей шкуре, с опасностью для нашей жизни, ставят опыты посредством смерти больного и за убийство человека безнаказанным остается исключительно врач…”
.
Юридическая ответственность врачей у славянских народов.
Точкой отсчета для исторического экскурса относительно развития медицины и института ответственности у славянских народов, преимущественно, выбирают Х ст. Это обусловлено появлением первого писаного свода руского права –
Русской Правды
. В ней на законодательном уровне закрепляет необходимость
оплаты труда врача
, который оказал медицинскую помощь, и
регламентирует вопрос ответственности врача
:
“…Лечец, нанесший ущерб другому человеку, должен уплатить штраф в государеву казну и выдать пострадавшему деньги для поправки причиненного здоровью ущерба...”
. Из этой нормы логическая и понятна санкция относительно персональной ответственности и материальной компенсации неимущественного вреда, нанесенного лицу, но желание государства получить выгоду из чужой беды ставит под сомнения идеалы гуманности.
Не исключено, что такие положения Русской Правды стали причиной возникновения в медицине такой психологический феномен, который существует по в настоящее время, как “лукавство”. Вероятно, незначительные научные знания и несовершенство техники в сочетании с ощущением постоянной персональной ответственности вынудила врача (волхва) отыскивать методы и способы как не подпасть под жестокую расправу.
Двухсотлетний упадок медицины на Руси происходит с господством Золотой Орды.
Возрождение медицины при
Иоанне III
происходит за счет привлечения иностранных врачей. Особенностью этого периода является усиление роли князя и уменьшения влияния церкви. Христианские заповеди заменились жесткой вертикалью власти. Это привело к ликвидации любой законодательной базы относительно регламентации врачебной деятельности. Теперь положение врачей зависело от власти: от врачей требовали чтобы больные непременно выздоравливали - за это давали огромное вознаграждение. Но, в случае смерти больного, врача ожидало смертное наказание.
Юридическая ответственность врачей в Россиийском государстве.
Правовая регламентация врачебной деятельности, в современном понимании, в
Россиийском государстве
началась после принятия в 1597 г. “
Судебника
” – первого российского свода законов. В конце ХVIІ ст. выходит первый в России закон - “
Боярский приговор
”, - который предусматривал наказание за врачебные ошибки.
Конец ХVIІ ст. отражается приходом к власти одного из более прогрессивных царей – Петра І, - который среди приоритетов в сфере медицины определял следующее:
1. подготовка отечественных медицинских кадров;
2. появление нормативно-правовых актов, что регулируют медицинскую сферу;
3. построение госпиталей, организация медицинских школ и открытие аптек;
4. реорганизация органов государственного управления медицинскими делами.
Ключевыми НПА этого периода, что посвящены правовой регуляции медицины, были Устав Военный 1716 г. и Устав Морской 1720 г.
В
Военном Уставе
две главы освещали функционирование госпиталей и профессиональную деятельность врачей и аптекарей. Законодательно закрепились основы предоставления медицинской помощи в армии на безоплатной основе, за исключением случаев, когда получение платы за лечение будет правомерным (лечение венерических заболеваний и бытовых травм, полученых во внеслужебное время).
Морской Устав
регулировал вопрос организации и функционирования Военно-морского флота России и значительное внимание уделял организации медицинской деятельности и качества предоставления медицинской помощи:
“...Ежели лекарь своим небрежением к больному поступит, то яко злотворец наказан будет...”.
В 1721 г. был создан институт судебно-медицинской экспертизы для исследования как умерших, так и живых. А в 1722 г. – был издан
указ об освидетельствовании “
дураков”
для решения вопросов заключения брака и установления невменяемости.
Законодательные акты Петра І определяли требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам врача:
“...Следует, чтобы лекарь во врачевании доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным отправлять мог…”
.
С середины ХVIІІ ст. до 1917г. в развитии правового обеспечения медицинской деятельности произошли последующие позитивные изменения: тогдашние российские правители продолжали реформаторские идеи Петра І, которые базировались на значительных научных достижениях ученых и врачей (Г. Ломоносов, И. Сеченов, Г. Мудров, М. Пирогов и т.д.) и на стремлении укрепить государственный характер системы здравоохранения. Реорганизация медицинской деятельности осуществлялась в следующих направлениях:
І. Реформирование системы государственного управления:
- усиление роли и значения государства в вопросах регуляции организации и предоставления медицинской помощи;
- усовершенствование подходов к предоставлению права на занятие медицинской (фармацевтической) деятельностью;
- улучшение законодательно обусловленной вертикальной подчиненности управленческих структур охраны здоровья;
- руководство медициной представителями, которые имели медицинское образование.
ІІ. Введение приказной медицины:
Законодательной основой существования этого института было положение “
О заведениях управления губерниями”
, 1775г., который закреплял социальные льготы бедным и нищим, вводил сеть детдомов, социальных больниц и т.д.
Созданный
Врачебный устав
вошел в Свод Законов Российской империи (1875г.) и с небольшими уточнениями просуществовал до октября 1917г. Он определял обязанности и профессиональную квалификацию врачебных инспекторов.
По законами ХIХ ст. врачей не могли привлекать к уголовной ответственности даже при грубых дефектах лечения, которые стали причиной наступления ехitus letalis. Согласно ст. 870 “
Уложения о наказаниях”
(1885г.):
“…Когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор, акушер или повивальная бабка по незнанию своего искусства делает явные, более или менее важные в онном ошибки, то им воспрещается практика, доколет они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела. Если вот неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный здоровью вред, то виновный, будет вон христианин, передается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства...
”. Врачебные дела направляли для оценки в поветовые больницы, врачебные управы или Медицинский совет, которые и решали вопрос о привлечении врача к ответственности. Общей тенденцией того времени было то, что лечение в связи со своей исключительно гуманной направленности не может относиться к уголовно наказуемым деяниям. Вместе с тем во врачебную среду, особенно в земство, уже начиналось проникновение идей, которые не разделяли принципы закрытости для общества врачебного цеха.
ІІІ. Изменения в системе высшего образования:
- предоставление права Московскому университету присуждать ученую степень доктора медицины на основании указа Екатерины I
;
- рассмотрение медицины не как отдельной отрасли знаний, а как одной из ветвей природоведения (законодательно закреплено “
Предыдущим постановлением о должностях тех, кто учит и учится, к возобновлению полного дня медицинских училищ в уставе”
, 1795 г.);
- перевод всех высших учебных медицинских заведений одному ведомству (согласно
Указов императора Николая II
– к Министерству народного образования);
- воплощение в жизнь единственного государственного стандарта в сфере врачебного образования (“
Дополнительное постановление о медицинском факультете императорского Московского факультета”
, 1845 г.).
ІV. Введение земской медицины
Непосредственно было связано с земской реформой 1864 г. и базировалось на основах “Положения о губернских и поветовых земских заведениях”.
Автор:
Елена Беденко-Зваридчук
Просмотров (10101)
Категория:
Права медработников
21.03.2010
Ключевые слова:
Юридическая ответственность врача, первобытный лад, античность, средневековье